С
1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного
образования.
Стандарт
состоит из трех компонентов: требований к содержанию образовательной программы,
к условиям ее реализации, к результатам освоения. Последний компонент
определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к
моменту завершения дошкольного образования. Например, инициативность и
самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и
другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Итак, что нового появится в детских садах? На основе
требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои программы. При этом они должны учитывать примерные программы из
федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов,
аттестаций в детских садах не допускается, а главный упор в стандарте сделан на
развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами,
семьей, воспитателями.
Группы в детских садах могут заниматься по
разным программам, с учетом развития и возможности детей. Впервые в стандарт
включено понятие развивающей среды. А это значит, что наши детские сады и ясли
теперь должны выглядеть по-другому. Стандарт требует: окружающая ребенка среда
должна быть «предметно-развивающей». То есть будить воображение и любознательность,
давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний.